Предупреждения: Если вам больше 25-и лет и вас заинтересовал наш логотип, я думаю, вам будет приятно вспомнить, в честь какой игры он сделан (Правый клик и "Сохранить объект как"). | Мы идем по обледеневшим шпалам, по заснеженному лугу, по ровной поверхности замерзшего озера. Чащоба из кустарника кажется настоящей стеной, надежно охраняющей от зевак забор. Вообще, наличие забора в лесу - явление достаточно нелепое и интересное. Как показывает опыт, то, что может скрываться за этим забором, вероятно, будет намного интереснее. При виде неприметной дверки в холме, сердце замирает. Укрываемся от колющего ветра и мороза на ступеньках, ведущих вниз. Судя по особому мусору, валяющемуся на длинной лестнице, там нас не ждут часовые... да и вообще вряд ли там хоть кто-то может находиться. Достаем фонари и спускаемся. Клубы выдыхаемого пара играют в лучах света и долго крутятся в воздухе. Я заворачиваю за угол и молча всматриваюсь в коридор. Много комнат и ответвлений, совсем чуть хлама, но не это приятно удивляет. Коридор уходит так далеко, что его конец почти неразличим в лучах мощного фонаря. Я решаю сначала осмотреть все помещения, а уж потом заняться фотографированием. Если помещения, в которых вы оказались, кажутся вам устрашающе большими, вы боитесь заблудиться или не знаете с чего начать, воспользуйтесь "правилом правой руки". Надо идти, придерживаясь правой стены, поворота, входа и выхода. В конце концов, вы должны будете придти на то же самое место, откуда и начинали. После первых же метров я поражаюсь тому, насколько огромно это подземное строение. Первое помещение, в которое я вхожу, оказывается дизельной. Это становится понятно, когда самого дизельного генератора еще не видно. Резкий запах солярки ударяет в нос. В ямах под полом, закрытых металлическими листами, плещется перламутровый мазут. Здесь для управления какими-то процессами, связанными с работой машины, устроена целая дополнительная комната, чего не встретишь в других прозаичных местах. Оно и понятно - как только моему взору предстает сам дизельный двигатель, я с почтением матерюсь. Нельзя сказать, что движок большой... он просто гигант. Бывают небольшие генераторы в скромных укрытиях. Бывают стандартные, что стоят в среднестатистических бомбоубежищах. Но этот превосходит их всех. Мы с любопытством двигаемся дальше. Везде очень много разнообразного оборудования. Видно, что оно испорчено, что лежит на унылом состоянии, но оно тут, оно никуда не делось. Многочисленные аппараты так и лежат на полу, на столах и креслах, стоят на металлических подставках. Далее мы попадаем в помещения, которые были легкими подземного бункера. Такого количества воздушных фильтров до этого мне еще не попадалось. Сначала одна, потом вторая комната, полностью заполненная штакетами фильтров. Судя по их количеству, либо в подземелье работало очень много людей, либо они могли здесь находиться невероятно долгое время в случае, если бы воздух снаружи был непригодным для дыхания. Надев штаны химзащиты, я спускаюсь в ледяную воду, ломая тонкий лед. В глубоком подземелье, несмотря на его заброшенность, все еще достойно работает система водоотвода, но всего одна комната, находящаяся ниже остальных, все же затоплена. Воды чуть выше колена, но осторожность стоит проявить наивысшую - на полу есть открытые люки на более низкий технический уровень. Черные дыры зияют под водой то тут, то там, и скрыться в одной из них, нет никакого желания. В комнате за дверью с надписью "ЦПУ" (Центральный пульт управления) мы находим реликтовый советский "компьютер". Огромный шкаф с множеством таких же огромных кнопок. Вокруг него валяются еще какие-то приборы с нажималками, крутилками и показывалками. Просто какой-то разгул эры писателей-фантастов, которые не могли адекватно представлять будущее в своих произведениях. На стене висит карта объекта. Под стекло попала влага, и бумага превратилась в кашу. Письменный стол напротив "компьютера", сделанный из дсп, тоже основательно подгнил, а вот кресло рядом показывает себя молодцом. Напротив ЦПУ явно вход в кабинеты начальства. Это чувствуется по отделке стен, положению кабинетов и другим признакам. Вероятно, здесь сидели секретарь и замполит, а дальше, видимо располагался, и начальник. Несколько письменных столов, шкафы и диван также изрядно попорчены временем. Дальше мы находим медкомнату. Тут до сих пор все еще лежат перевязочные пакеты, целехонькие ампулы и узнаваемо пахнет больницей. Долго пытаемся понять, как использовать "психометрический график", но скоро, потерпев фиаско, бросаем это занятие. Бесконечные коридоры, кажется, дробятся на еще более бесконечные ответвления и комнаты. Только одно или два помещения пустуют. Все остальные же заполнены испорченной сыростью мебелью, стеллажами и оборудованием. В комнате со средствами защиты так много противогазов и сумок от них, что до пола не прорыться даже опытному копателю. Во всех индивидуальных аптечках наркотик, как всегда, благоразумно изъят, и коробки от них с другими таблетками и средствами рассыпаны по полу. Мы находим комнату, заваленную телефонными аппаратами, какие-то небольшие кладовки. Находим раздевалку и комнату отдыха с постелями. Находим просторные мужской и женские туалеты, стоящие отдельно. Все говорит о широком размахе и о возможности автономной работы бункера. В подтверждение тому мы обнаруживаем еще и столовую. В одном помещении на стеллажах явно хранились запасы, для подземных офицеров готовили еду на просторной кухне. Оттуда же через классическое окошко подносы передавали в зал, где и сейчас стоят обеденные столы. У второго входа в подземелье, где стоят широченные гермодвери с какими-то нелепыми запорами, мы заходим дезактивационный душ и помещение для утилизации зараженной одежды. На входе перед первой дверью висит мощная телефонная трубка, и всего лишь одна заметная кнопка красуется на стене. Видимо, предполагалось, что офицеры будут выходить на разведку, а, вернувшись под землю, смогут реабилитироваться и продолжить работу, помогая стране оправиться от потенциального удара. Еще несколько крупных залов, видимо, для проведения совещаний не остаются без нашего внимания. Я делаю снимки и в помещении "Насосной фекальных вод". Снимаю все подряд, потому что тут каждый угол вызывает интерес. У меня дважды заполняется карточка в фотоаппарате, и мне приходится удалять часть снимков. Через какое-то время меня зовет товарищ, чтобы показать особенно знаменательную находку. В одной их многочисленных комнат он показывает мне хитроумный прибор, к которому подключен баллон с газом. "Знаешь, что это?" - самодовольно спрашивает он. Полагаю, это не суперсекретный аппарат с газировкой? "Я думал, уж никогда не встречу ничего подобного," - говорит коллега и объясняет, что аппарат закачивал газ внутрь специального кабеля, передающего секретную информацию. Если устройство показывало, что давление внутри кабеля упало, значит, где-то враг врезался в провода и пытается установить свои жучки. Передача информации останавливалась. Уже сейчас я сижу в раздумьях на тему, что неужели, голливудские режиссеры не смогли бы придумать устройство для подключения к такому кабелю? Не говоря уже о военных. Какой-нибудь аппарат, который измерял бы давление внутри и давал необходимый подпор газа при подключении.
Внизу стоят телетайпы и шкафы с лентой для них, горы прокисшей мебели, висят целенькие лампы в плафонах. Даже телевизор сохранился в комнате по ремонту аппаратуры. По крайней мере, таковой эта комната нам представляется. Мы проводим под землей много часов. Кажется, что надоесть тут не может. Бесконечно можно рассматривать осколки империи и фантазировать на тему того, как тут было когда-то. Какие люди тут работали, чем жили и к чему стремились. Нам тоже пора стремиться - зимой в лесу темнеет рано, и еще желательно успеть на электричку.
Текст: Богусов Вадим | Бесплатная диггерская почта Что делать, если вы тележурналист Комиксы "Домкрат и Запал" Конкурс: "найди палево" Конкурс: назови футболки Домкрата Интервью наших читателей с нами Наши баннеры Кино Книги ← посмотреть заставку еще раз Комикс "Домкрат и Запал" |
|