Предупреждения:


  • Нашим ремеслом никто никогда не начинает заниматься с нуля. Всегда, чуть вкусив дурмана (какое удачное слово) подземелий или других объектов, мы идем набираться опыта у коллег. Хорошо если с обучением, как с молоком мы впитываем и, я бы сказал, "традиции". Ничего не ломать, оставлять все в том виде, в котором оное было найдено, кому попало не раскрывать карт и мест нахождения объектов, соблюдать меры предосторожности и, главное, уважать коллег, братьев по цеху. Наш скромный коллектив выражает глубокое уважение всем тем, кто, соблюдая "традиции", помогает развивать наше хобби.

  • Ради сохранения в "историческом" виде всех объектов представленных на нашем сайте, мы категорически не будем публиковать их адреса, карты или другие ориентиры. Возможно, вас это разочарует, но это делается еще и для вашей же собственной безопасности. Для удобства в разделе "Экспедиции" всем местам присваиваются порядковые номера.


    Скачать!

    Если вам больше 25-и лет и вас заинтересовал наш логотип, я думаю, вам будет приятно вспомнить, в честь какой игры он сделан (Правый клик и "Сохранить объект как").



    Загрузить URBEX.ru player
    URBEX player



  • Номер 513061
    Радиолокационная станция


    [сразу к фотографиям экспедиции]



    Свернув с оживленного шоссе мы неспешно катим по уходящей в чащу леса дороге. Позади остаются заборы военных городков и вот, за поворотом уже виден периметр объекта, обозначенный столбами с колючей проволокой. За ним нас ждет уничтоженная радиолокационная станция.

    Когда-то она входила в состав системы ПРО. Однако, уже на закате СССР на станции произошел пожар, после которого она уже не могла функционировать в прежнем режиме. Какое-то время передающая часть РЛС работала с целью имитации действий комплекса и введения противника в заблуждение, но потом и эта бутафория прекратилась.

    Территория встретила нас бетонным ДОТом, прикрывающим вход в укрытие для личного состава. Само укрытие явно не рассчитано на длительное пребывание - за небольшой гермодверью никаких коек, резервуаров с водой и прочих атрибутов стандартных убежищ. Только длинные деревянные лавки, шкаф с небольшим запасом еды и маленькое помещение для связистов.

    Чуть в глубине территории располагается градирня, а следом за ней - останки насосной станции. И то, и другое предназначалось для охлаждения элементов РЛС, которая в свою очередь, грелась как доменная печь. В основании градирни раньше был бассейн, температура воды в котором и зимой, и летом была порядка 20 градусов. По рассказам тех, кто служил здесь когда-то, в нем даже можно было искупаться.

    Обогнув насосную станцию, мы направляемся по дорожке к большому прямоугольному зданию, в котором ранее размещалось оборудование РЛС. Слева возвышается оголовок кабельного коллектора, ведущего на соседнюю, еще обитаемую территорию. Оголовок радует глаз свежей краской и новехонькими табличками "Не влезай - убьет". Это говорит о том, что коллектор не заброшен и военные присматривают за ним до сих пор.

    Чем ближе мы подходим к зданию, тем больше оно поражает своими исполинскими размерами. На стенах то тут, то там висят куски срезанных в спешке вентиляционных коробов, что делает его похожим на цех какого-то старого завода. Слева видны ворота, в которые запросто можно въехать на двухэтажном автобусе. Вдоль стены располагаются трансформаторные гнезда. Сейчас их ворота распахнуты и хорошо видно, каких размеров были эти трансформаторы - в каждом гнезде можно вполне оборудовать ремонтный бокс для авто. Трансформаторов никак не меньше дюжины, возможно, аналогичным образом выглядит и другая сторона здания, которой пока не видно.


    *
    возможно, это покажется интересным:
    В 1887 году немецкий физик Генрих Герц начал эксперименты, в ходе которых он открыл существование электромагнитных волн, предсказанных теорией Джеймса Максвелла. Герц научился генерировать и улавливать электромагнитные радиоволны и обнаружил, что они по-разному поглощаются и отражаются различными материалами.

    Попутно с работами по радиосвязи А. С. Попов сделал еще одно важное открытие. В 1897 г. во время опытов по радиосвязи между кораблями он обнаружил явление отражения радиоволн от корабля. Радиопередатчик был установлен на верхнем мостике транспорта «Европа», стоявшем на якоре, а радиоприемник — на крейсере «Африка». В отчете комиссии, назначенной для проведения этих опытов, А. С. Попов писал: «Влияние судовой обстановки сказывается в следующем: все металлические предметы (мачты, трубы, снасти) должны мешать действию приборов как на станции отправления, так и на станции получения, потому что, попадая на пути электромагнитной волны, они нарушают ее правильность, отчасти подобно тому, как действует на обыкновенную волну, распространяющуюся по поверхности воды, брекватер, отчасти вследствие интерференции волн, в них возбужденных, с волнами источника, то есть влияют неблагоприятно». И дальше: «Наблюдалось также влияние промежуточного судна. Так, во время опытов между „Европой“ и Африкой» попадал крейсер «Лейтенант Ильин», и если это случалось при больших расстояниях, то взаимодействие приборов прекращалось, пока суда не сходили с одной прямой линии".

    Этим открытием А. С. Попова было положено начало новому средству наблюдения — радиолокации. Несовершенство техники не позволило тогда же использовать его для создания практически приемлемых приборов. На это потребовалось около 40 лет.

    В США открытие отражения радиоволн приписывают Тейлору и Юнгу в 1922 году.

    Одно из первых устройств, предназначенных для радиолокации воздушных объектов продемонстрировал 26 февраля 1935 г. шотландский физик Роберт Ватсон-Ватт, который примерно за год до этого получил первый патент на изобретение подобной системы.


    В порослях пробивающейся сквозь щели травы видны опоры демонтированной антенны, получившей среди местного населения прозвище "шалаш". Это была приемная антенна, обладавшая уникальными характеристиками и напоминавшая внешне гигантский шалаш, высотой с десятиэтажный дом. Увы, с окончанием работы станции "шалаш" разобран и нам оставалось посмотреть только на державшие его опоры.

    Входим в продуваемое ветром здание. Стараемся не шуметь, но получается это с трудом - под ногами невообразимый коктейль из измельченных радиодеталей, мелкого крепежа и тонкого стекла.

    Внутри огромного машинного зала я замираю на пару мгновений, освещая лучом открывшуюся картину. Скажем прямо - систем промышленной вентиляции я повидал немало. Но такого! Внутри воздуховода запросто можно поставить стол со стульями и попить чаю, не задевая при этом стен руками.

    Передвигаемся осторожно - большинство шкафов с оборудованием размещалось на пружинных амортизаторах, которые теперь торчат из пола тут и там. А спотыкаться крайне нежелательно - местами в полу идут глубокие открытые кабель-каналы, падение в которые ничем хорошим не закончится.

    Внезапно, среди тишины раздается пронзительный птичий крик и скрежет когтей по металлу. Через секунду смекаем, что это проявление фауны было очень далеко, (точнее высоко) от нас, на самой крыше. Две птицы видимо подрались из-за чего-то, сидя на краю вентиляционного короба. Ну а короб выходил своим другим концом прямо в то место, где мы в тот момент стояли.

    За очередной дверью обнаруживается что-то вроде станции водоподготовки. Вдоль стен стоят небольшие резервуары, заполненные порошком янтарного цвета - ионно-обменной смолой. Здесь же установлено несколько емкостей для хранения кислоты. Побродив по помещению, поднимаемся на этаж выше.

    Здесь с одной стороны располагается просторный зал столовой, с комнатой отдыха для сменившихся с дежурства операторов РЛС. С другой стороны лестницы - нечто вроде хранилища компонентов, наиболее часто выходящих из строя. Вдоль стен - деревянные кассетницы, ящички и шкафы. Во многих ячейках до сих пор лежат остатки деталей - резисторов, катушек, предохранителей и прочей мелочевки. Но основная часть - уже на полу. Мы стоим на толстом слое электронной начинки, смешанной с битым стеклом и керамикой. Соседняя комната просто поражает нас количеством лежащих там конденсаторов. Каждый конденсатор размером с добрый кусок хозяйственного мыла, и весит, будто кирпич. Здесь сотни, а может быть тысячи конденсаторов. Ими можно загрузить целый фургон. Видимо, это был очень ходовой "товар" в свое время.

    Поднимаемся еще выше. Здесь начинает ощущаться сырость. Дело в том, что с протекающей крыши непрерывно падают капли воды. Местами они создают эффект, как будто кто-то тихо ступает за тобой по зданию. Из-за постоянного присутствия влаги полы в некоторых местах провалились вниз, поэтому ходить нужно осторожно. Открываешь дверь - а за ней симпатичный зал без пола. Только по покраске стен да торчащим штырям арматуры можно понять, где проходило межэтажное перекрытие.

    На уцелевшей части этажа обнаруживается интересное помещение - представительство проектного НИИ, разработавшего станцию. Получается, на территории всегда присутствовал специалист, способный проконсультировать (ну или знающий, с кем можно связаться по вопросам консультации) при возникновении каких-нибудь внештатных ситуаций.


    *
    возможно, это покажется интересным:
    В Советском Союзе осознание необходимости средств обнаружения авиации, свободных от недостатков звукового и оптического наблюдения, привела к разворачиванию исследований в области радиолокации. Идея, предложенная молодым артиллеристом Павлом Ощепковым получила одобрение высшего командования: наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова и его заместителя — М. Н. Тухачевского.

    3 января 1934 года в СССР был успешно проведён эксперимент по обнаружению самолёта радиолокационным методом. Самолёт, летящий на высоте 150 метров был обнаружен на дальности 600 метров от радарной установки. Эксперимент был организован представителями Ленинградского Института Электротехники и Центральной Радиолаборатории. В 1934 году маршал Тухачевский в письме правительству СССР написал: «Опыты по обнаружению самолётов с помощью электромагнитного луча подтвердили правильность положенного в основу принципа». Первая опытная установка «Рапид» была опробована в том же году, в 1936 году советская сантиметровая радиолокационная станция «Буря» засекала самолёт с расстояния 10 километров. Работы по радиолокации были начаты и в УФТИ в Харькове, но встретили серьёзное противодействи со стороны немецких учёных-эмигрантов, которых поддержали Л. Ландау и М. Корец. В США первый контракт военных с промышленностью был заключён в 1939 году. В 1946 году американские специалисты — Реймонд и Хачертон, бывший сотрудник посольства США в Москве, написали: «Советские учёные успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретён в Англии».[4]


    В комнате ворох промокших насквозь схем и таблиц, в углу деревянные ящики в которых на станцию прибывали запчасти. Никаких названий или обозначений. Только номер детали, адрес предприятия-изготовителя (город Такой-то, п/я № ХХХ) и адрес получателя (конечно же, тоже без указания улицы и дома).

    Идем еще выше. С каждым этажом сырость чувствуется все отчетливей. По полу змеятся какие-то шланги, на стенах призывы крепить боеспособность, повышая уровень знаний и навыков. Постепенно добираемся до места, где явно был пожар. Горело сильно, все уцелевшие поверхности покрыты толстым слоем копоти. Отсюда есть возможность выйти на крышу, которая после прокопченных комнатушек кажется просто райским уголком.

    Крыша весьма сильно напоминает хоккейную площадку по весне. Практически вся поверхность превратилась в водную гладь после недавних дождей. Несмотря на то, что через каждые несколько метров предусмотрены воронки, вода не уходит - видимо, все уже давно засорилось. Теперь становится понятна причина капели на нижних уровнях здания. Панорама с крыши открывается просто замечательная. Рядом со зданием лес вырублен, зато в нескольких десятках метров начинается самая настоящая чащоба. Любуясь окрестными красотами, устраиваем небольшой перекус.

    Спускаемся по другой лестнице. С этого торца здания тоже есть небольшое укрытие для личного состава, правда, уже без скамеек. У ворот валяются транспортные контейнеры для радиоламп. Каждый контейнер размером с мебельную тумбу. Лампа крепилась внутри на подпружиненных растяжках, чтобы при транспортировке ее не разбили. А главное - эти лампы имели водяное охлаждение! Колба лампы имела особую конструкцию, позволяющую прокачивать охлаждающий поток воды. Так вот откуда кругом такое количество тонкого колотого стекла. Увы, ни одной исполинской лампы мы так и не нашли. Только относительно небольшие, не нуждающиеся в водяном охлаждении тиратроны, да несколько электронно-лучевых трубок от каких-то индикаторных приборов.

    Уходя, мы замечаем остатки неких строений, примыкающих почти вплотную к территории. Как оказалось впоследствии, это всего лишь свинарник принадлежащий военным. Здесь откармливали свиней для собственной кухни, а заодно и утилизировали пищевые отходы.






    Текст: Богусов Вадим
    Фото: Богусов Вадим






    Бесплатная диггерская почта
    Что делать, если вы тележурналист
    Комиксы "Домкрат и Запал"
    Конкурс: "найди палево"
    Конкурс: назови футболки Домкрата
    Интервью наших читателей с нами
    Наши баннеры
    Кино
    Книги

    ← посмотреть заставку еще раз


    Комикс "Домкрат и Запал"




    Логин:
    @urbex.ru
    Пароль:


    Регистрироваться





    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Экстремальный портал VVV.RU bigmir)net TOP 100

    сайт изготовлен студией богусова вадима - bogusov.ru
    Интернет-журнал GIBRID.RU
    U513.RU представляет: "URBEX.ru - диггеры, подземка, техноген".


    © 2006 bogusov.ru. Авторство и исполнение - Богусов Вадим. По всем вопросам Вы можете обращаться по электронной почте. Из-за большого количества спама мы не даем гарантий, что Ваше письмо будет прочитано. Использование материалов (текста и графики) без предварительной договоренности запрещено. При нахождении ошибок просьба сообщить.