Предупреждения: Если вам больше 25-и лет и вас заинтересовал наш логотип, я думаю, вам будет приятно вспомнить, в честь какой игры он сделан (Правый клик и "Сохранить объект как"). | "Поваренная книга диггера"4. Часть четвертая 4.1. Спаси себя сам. Техника безопасности Изучив настоящий раздел, не рекомендую вам расслабляться и считать себя если не самыми подготовленными, то максимально предупрежденными. Всегда может случиться "внештатная ситуация", об опасности которой сможете рассказать только вы. Если еще сможете. Как показывает практика, неприятности случаются либо с неосторожными людьми, либо просто с идиотами. Мы часто теряем бдительность или начинаем считать себя Могучими, Чрезвычайными, Сильными и забываем о простых мерах предосторожности. Я могу вам сказать, что, мол, вот это не хорошо и так делать нельзя (ата-та!), но по большому счету пока вы не испытаете все на своей шкуре, вы так и не узнаете ровным счетом ничего. Тут два варианта. Либо у вас будет минимальная теоретическая подготовка, благодаря не только этому материалу, но и работам других людей и вы не совершите глупых ошибок. Либо вы как шкодник закончите в электрощитовой, в водоотбойной яме или в глубокой шахте, валяясь с переломом позвоночника. Первое правило, о котором надо помнить всегда, гласит, что перед тем как куда-либо залезть, надо четко представлять, как оттуда придется выбираться. Если это может представлять хоть какие-то трудности, стоит предупредить проблему, а не метаться потом в панике, думая "как же так вышло". Нередко в местах, которые мы с вами исследуем, нам некому придти на помощь. Также, перед тем как закрыть дверь, шлюз или люк за своей спиной, подумайте о том, насколько легко его будет потом открыть. Никогда не рассчитывайте на то, что вы больше не вернетесь на это место. Разного рода механизмы могут быть испорчены или работать, что называется, "однажды". Замечайте возможные пути альтернативного отступления на все случаи. Отсюда легко выводится и следующий постулат, о котором вам скажет любой увлеченный - никогда не ходите в одиночку. Забросившись группой не менее двух человек, лучше не разделяйтесь. "Лучше" в данном случае стоит понимать, как - желательно этого НИКОГДА не делать. Сюда бы я отнес и тот случай, если товарищ получил травму и сам не может передвигаться. Ни в коем разе нельзя оставлять человека в опасной ситуации одного, под землей. Товарища надо либо эвакуировать, либо попробовать вызвать помощь, оставив с ним кого-то и только тогда отправиться за подмогой. Старайтесь формировать группы от трех человек. Хотя и при таком раскладе, в сложившейся экстренной ситуации не стоит забывать о безопасности того, кто пойдет за помощью в одиночестве. Во время проникновения обращайте внимание на охранные системы. Думаю, пройдет совсем немного времени, и они будут установлены везде. Нас могут ждать: датчики движения (инфракрасные, объемные и т.п.), видеокамеры, колючая проволока, заборы под напряжением, сторожевые собаки и часовые после табличек "Стой! Стреляю!". Ввиду неблагоприятной ситуации с преступностью и терроризмом выстрелить могут по-настоящему, и им за это ничего не будет, вы же сами полезли куда не следовало. Не ходите в подземелья в дождливую погоду. Отправляясь в экспедицию, оставляйте кому-то из знакомых информацию о том, когда и куда вы идете, когда примерно планируете вернуться. Думаю, всем ясно, что этот человек в данной экспедиции не должен участвовать и при непредвиденных обстоятельствах смог бы объявить тревогу. У меня, например, есть товарищ, который очень интересуется темой, но сам опасается грязноватого хобби и обычно смотрит только фотографии. Ему я и оставляю всю информацию, а когда возвращаюсь, отзваниваюсь, сообщая, что я опять жив и здоров. Если едете на машине, паркуйте ее подальше от места вашего интереса, если, конечно, она не выглядит как аварийка. Будьте трезвы во всех отношениях. Не рекомендую ничем ни ускоряться, ни успокаиваться, ни тем более расслабляться, включая сигареты и алкоголь. Организм сам разберется, как регулировать свои процессы, в том числе и что, делать с намечающимися литровыми дозами адреналина. Не копошитесь при загрузке, иначе она может вовсе не наступить. Особенно если вы выглядите слишком "по-граждански". Удостоверившись в безопасности, прикройте входную дыру (люк, дверь и т.п.), но будьте готовы к отступлению. Теперь дело за процессом, который мы называем "декомпрессией". Не поленитесь постоять минут пять-десять, позволив перенастроиться всем органам чувств на новые волны. Послушайте внимательно даль. Шумящая вода, например, часто создает иллюзии звука работающих агрегатов, голосов или криков. Надо разобраться в ощущениях, понять источник любого шума, чтобы потом вдруг не столкнуться с ним в менее приятной ситуации. При передвижении по любым неблагополучным зонам стоит уделить особое внимание снаряжению и амуниции, которую необходимо при себе иметь, помимо легенды для отговорок. Эти тонкости мы подробно рассматривали в другом разделе, а сейчас, когда загрузка произошла успешно, стоит уделить внимание передвижению. Такова наша нелегкая доля, что везде нас ждут только неприятности, в обмен на бесценный адреналин, плещущийся в подземельях и витающий в других техногенных зонах. Старайтесь не спускаться в мутную воду, т.к. на дне могут быть колодцы, ямы, стекла, арматура и другой мусор. Обращайте внимание на силу движения воды, если вы идете вниз по течению, то не лишним будет сделать несколько шагов вверх, чтобы понять - возможно ли будет потом вернуться, пробираясь сквозь поток. На дне могут быть провода, коряги, ил, колодцы на более глубокий уровень, но и это еще не все... При перемещении нельзя смотреть только под ноги - свисающая с потолка арматура, оголенный кабель, просто низкий или ветхий потолок, аварийные подпорки или стяжки могут также представлять фатальную опасность. Следите за уровнем воды: по влажному следу на стенах, по высохшему налету на стенах (кромке), по налипшему мусору (на лестницах, арматуре), запоминайте узкие проходы и неудобные лазы. Думайте об экстренной эвакуации в случае резкого увеличения потока. Он может быть вызван начавшимся на поверхности дождем, экстренным сбросом с предприятий, спуском воды с ТЭЦ или прозаичным прорывом грязевой пробки. Последний случай, на мой взгляд, один из самых страшных. Представьте себе тоннель размером в два ваших роста, который плотно забит мусором. За пробкой скапливается чудовищная масса воды, которая рано или поздно прорвет запруду. Все рекомендации, которые я бы хотел дать, в большинстве своем начинаются со слова "не". Не трогайте банки "с водичкой", бутыли, ящики, пакеты, пробирки и порошочки. А краны, задвижки, вентили, рубильники, стрелки, вагонетки, поезда, вентиляторы, шлюзы, лифты, переключатели и кнопочки должны стать для вас так и вообще запретной темой. Также масса других "не": не пользоваться открытым огнем, не отбирать фонарь или снаряжение у товарища, не ходить по гнилым доскам или трубам без страховки, не виснуть на кабелях, не шуметь и не петь песни, несмотря на всю приятность акустики. Не влезать между породой и буром, не подкапывать и не обрушивать породу, не ломать подпорок, не открывать задвижек, не спускать никаких вод... Не трогать местную фауну т.к. споры, грибы, вши и блохи тоже могут быть опасны. Можно просто поцарапаться и подхватить какую-нибудь инфекцию. Ходите, опасайтесь и фотографируйте - все остальное может сработать против вас. Осторожность стоит проявлять всегда. Например, электрический ток может быть на любой металлической детали, а поверхность любого предмета может быть густо населена неприятными бактериями. Химикаты, радиация, газ также представляют реальную опасность. Банальная асбестовая пыль от стройматериалов может нанести колоссальный урон здоровью. Визуально оценивайте состояние лестниц и скоб, не пользуйтесь уже висящими веревками, а при необходимости аккуратно проверяйте их надежность. Пускай лестница рассыплется у вас в руках до того, когда вы заберетесь на уровень двадцати метров. Кстати о газе. С одной стороны, истории о нем несколько раздуты "желтыми" СМИ, а с другой стороны, спасти свою жизнь при попадании в загазованный тоннель или помещение будет трудно. Метан и угарный газ тяжелее воздуха, и они, как правило, находятся в низинах или просто стелятся по полу. Поднять клубы ядовитого газа можно при ходьбе или беге. Наклонившись или присев, можно просто нырнуть в опасную среду. Испарения органических веществ, напротив, скапливаются под потолком, где вы можете повстречаться с ними, поднимаясь по лестнице или просто карабкаясь вверх. Специфика нашего хобби такова, что иногда может начать кружиться голова или можно просто почувствовать странные ощущения. Всегда стоит прислушиваться к себе и своему организму, не стоит паниковать раньше времени. Почувствовав опасность, необходимо, сохраняя спокойствие, по возможности задержать дыхание, оповестить знаками товарищей, не наклоняться, не приседать, быстро и спокойно покинуть опасную зону. В данном случае безопаснее вернуться, т.к. насколько опасна территория дальше, никто не знает. Идеально иметь при себе шахтерский самоспасатель или изолирующий противогаз. Я понимаю, что это очень сложно, да и ленно в большинстве случаев, но если вы подходите к делу серьезно или у вас назревает серьезная экспедиция, помните, что ни простой противогаз, ни респиратор не спасут вас от газа. Часто он поднимается со дна в виде пузырьков и встречается в небольших концентрациях. Прислушиваться, прежде всего, стоит к своему организму. Некоторые соединения почти не имеют запаха (окись углерода), либо пахнут как гниющее болото, хотя, часто в забытых цивилизацией местах пахнет и похуже. Правил, которым надо следовать, много. Завидев свет - будьте настороже, его источник может быть в руках у "неприятеля". Спускаясь по веревке, необходимо оставлять страхующего у узла. Проверяйте состояние лестниц и скоб. Не берите с собой в экспедиции дураков, которые могут позволить себе какой бы то ни было дестрой, крики, шуточные подталкивания в люки и прочие неприемлемые выходки. Не забывайте о разведке, чтобы не вышло, что, пробравшись через узкий лаз, вы оказались у ног охранника. Если приходиться бежать - сохраняйте хладнокровие, впопыхах очень легко не заметить опасность. Отчасти именно поэтому каждый участник экспедиции должен быть самодостаточен ровно настолько, чтобы выбраться в одиночку (фонарь, провизия, другое снаряжение). Ничего не берите у напарников, даже временно, тем более фонари. Отдельно хочется сказать о люках, а точнее об отгрузке из них. Попасть в шахту, имея некоторые подручные средства, не так уж сложно, а вот выбраться из незнакомого снаружи люка - задача непростая. Полбеды, если над люком будет огромная лужа или он, окажется в людном месте. На мой взгляд, опаснее всего, если люк находится на проезжей части. Представьте: вы приподняли крышку и начинаете пытаться выглянуть, как вдруг на люк наезжает автомобиль. Колесо машины проваливается, крышка люка проворачивается вовнутрь, сносит вам пол головы, и вы падаете в шахту! Как перспектива? Во-первых, для такого рода разведки необходимо иметь каску. Во-вторых, никогда не открывайте люк сразу. Имеет смысл постоять прямо под ним на лестнице, послушать пять-десять минут. Не поленитесь, это может спасти вам жизнь. В-третьих, поищите на люке дырочки, в некоторых крышках они есть, и иногда можно рассмотреть то, что находится на поверхности. Будьте готовы, что всякая дрянь полетит вам в глаза. В-четвертых, поднимать крышку стоит вытянутыми руками, а не плечом и уж точно не головой. Самому при этом желательно находиться на расстоянии радиуса крышки люка от поверхности. Говорить о технике безопасности в подземельях и других индустриальных останках также нелепо, как рассказывать об охоте на грибы. Что бы не рассказали тебе гуру-грибники, придя в лес, обстоятельства все равно продиктуют свой сценарий. Касательно диггерства - ваша задача помнить о предостережениях коллег и всегда проверять наличие головы на плечах. К осторожным людям опыт приходит, а к дуракам не успевает. 4.2. Использование лодки Как может предположить даже не сведущий в теме человек, плавать можно не только, по обычным рекам и озерам, но и по подземным тоже. Я не стал включать описание лодки в раздел про снаряжение, потому что это достаточно объемная и нестандартная часть нашего хобби. Сверх прочих классификаций, подземщиков можно поделить на две группы: на тех, кто иногда плавает на надувных лодках под землей, и на тех, кто предпочитает, вообще не морочиться с "судоходством". Очевидно, что для того, чтобы поплыть под землей, в тоннеле должна быть достаточная глубина. Если вы не планируете, или просто не знаете рек, где было бы можно не брести по колено в воде, а именно плыть, то, вероятно не стоит покупать никаких плавсредств. Если все же надумали, к вопросу надо подойти ответственно, и до покупки лодки закрыть все нижеперечисленные вопросы. Первое, на что я обратил внимание, это габариты лодки и ее вес. Согласитесь, что десятиместный Титаник ни к чему в маленькой речушке. Он не только застрянет в тоннеле, но его будет трудно как транспортировать, так и надувать (собирать). Идеальный вариант - небольшая надувная лодка, в простонародье называемая "полуторной". То есть, рассчитанная на одного человека, но с легкостью выдерживающая и двух. Грузоподъемность такой лодки обычно бывает чуть меньше двухсот килограмм. Главное, чтобы господа диггеры не страдали ожирением и не весили все триста на пару. У лодки должны быть достаточно большие баллоны, чтобы не было риска перевернуться. Ведь спешиваться, вероятно, придется часто. Также она не должна застревать в трубах среднего размера, должна быть прочной и надежной. Под надежностью я подразумеваю еще и количество камер внутри лодки. Их должно быть обязательно не меньше двух. На случай даже если одну пропорет на мусорном завале, у вас останется хотя бы половинка лодки. Плыть на такой, будет уже нельзя, но и сгинуть она вам не позволит. При покупке обращайте внимание на тип ниппеля. Есть риск купить дешевое суденышко, к которому не будет возможности подобрать насос. А ломаются они очень быстро. Обращайте внимание на материал лодки. Можно купить дешевую резиновую лодку, а можно найти и чуть подороже, но из ПВХ. Последние, что очень удобно, не надо просушивать, они крепче и легче. Единственное, чего они боятся, так это ацетона. Но я искренне надеюсь, что по нему вы плавать не собираетесь. Оптимальный вес для лодки, в районе пяти-шести килограмм, а габариты в сдутом состоянии, по размеру обычной спортивной сумки. Словом, лодка должна быть легкой и удобной. Не забывайте, что ее надо будет нести до места плавания, а это, вероятно, будет не просто. Кстати, о транспортировке. Идеальное решение это автомобиль. Хорошо, если до места заброски вы доехали на машине и не тащили лодку, через город. Очень хорошо, если водитель сам никуда не полез, а еще и доехал до места отгрузки и подобрал вас там. Хотя, последнее, видимо, совсем уж из области фантастки. Аккуратнее с лодками надо быть в холодную погоду. При низкой температуре, материал, из которого сделана лодка может замерзнуть и при развертывании поломаться в местах перегибов. Собственно это правило справедливо не только для подземщиков, оно актуально для всех. Так что, не будет лишним, дабы ликвидировать "лодочную безграмотность" перед покупкой прочитать пару статей для начинающих рыбаков на тему выбора надувных лодок. Насчет передвижения по самим тоннелям, скажу следующее. Остерегаться надо водопадов, хотя намного опаснее, оказываются мусорные завалы и куски арматуры на дне. Остановиться перед водопадом обычно не так уж и трудно, а вот не заметить в темноте торчащую трубу из дна, достаточно легко. Зимой нередко видимость в руслах снижает пар и водяная взвесь. Какую лодку именно выбрать для подземного хождения, вопрос во многом индивидуальный. Ничего громоздкого нам не подойдет, поэтому для рассмотрения берем только надувные лодки. Либо обыкновенные плоскодонные, либо байдарки и их модификации. Первая будет устойчивее, грузоподъемнее, вероятно вместительнее и дешевле. Надувная байдарка сложнее, она больше подошла бы для быстрой воды, но на ней легче перевернуться и скорее всего в ней сможет сидеть только один человек. Но. Надо сказать, что байдарка обладает неоспоримым преимуществом. Пусть она будет длиннее и, вероятно, вы впишитесь не во все повороты, зато ее не крутит на воде. Возможно также использовать нестандартные решения для хождения по глубокой воде под землей. Например, камеры из шин грузовиков, или надувные снежные санки (есть и такое). Помните лишь о том, что все, что не создано для плавания, может и не очень поплыть. Также еще на этапе разведки стоит присмотреть место, где бы было удобно надуть, а в конце экспедиции сдуть и сложить плавсредство. Да так, чтобы внутрь не попала вода, а ниппели не засорились песком и грязью. Далее я хотел бы обратить внимание, на то, что вам может быть нужным при подземном "мореходстве": - ремкомплект для латания дыр и пробоин. Не забывайте, что для разных типов материала, вам понадобятся разные клеи, и разные виды заплаток; - весла или гребки для того, чтобы, собственно, плыть. Заранее представляйте, каким будет окружающее пространство, и поместятся ли ваши весла в тоннель, не выроните ли вы их из рук. Готовьтесь к тому, что на плоскодонке, при неумелой гребле, лодка будет больше вращаться, чем плыть; - шест. Это крайне удобная и важная вещь. Таким шестом можно отталкиваться от дна и стен. Им можно мерить глубину, а также останавливать лодку при сильном течении. Лучше если шест будет телескопическим, и при транспортировке будет занимать немного места, а вот при необходимости, неплохо бы ему увеличиваться втрое, не теряя в твердости. Есть такая штука, называется "малярная удочка" - это как раз телескопический металлический шест, предназначенный для покраски потолка - идеальный вариант; - якорь в подземелье вам тоже нужен. Только очень прошу вас не таскать с собой тяжеленных гантелей и гарпунов - это лишнее. Подземный якорь выглядит просто. Одним концом он крепко привязан к лодке, а на другом имеет немуфтованный карабин. Им легко и быстро можно пристегнуть лодку к лестнице, куску арматуры или самой веревкой обвязать какую-нибудь конструкцию, чтобы не уплыть к водопаду или просто не потерять лодочку; - спасательный жилет пригодиться даже чемпионам по плаванию. Понятно, что если воды немного, то выглядеть вы будете как идиот. Зато если шахта огромная, а количество воды устрашающее, надо быть готовым к тому, что при падении в воду, человек поддается панике. Помните, что подземного исследователя отягощает снаряжение и химзащита, хотя и это не самое страшное. Представьте, что вы упали в воду, успели сбросить рюкзак и даже не забыли затянуть штаны химзы поверх ремнем, так, что они еще не наполнились водой и не потащили вас на дно. Но ваша лодка уплыла, а дурацких берегов тут нет! Вы внутри исполинской трубы, наполненной водой почти до отказа. Что будете делать? | Бесплатная диггерская почта Что делать, если вы тележурналист Комиксы "Домкрат и Запал" Конкурс: "найди палево" Конкурс: назови футболки Домкрата Интервью наших читателей с нами Наши баннеры Кино Книги ← посмотреть заставку еще раз Комикс "Домкрат и Запал" |
|